Достопримечательности Испании - Альтамира (пещера) (исп. La cueva de Altamira).
Недалеко от муниципалитета Сантильяна дель Мар (исп. Santillana del Mar), в провинции Кантабрии (исп. Cantabria), буквально в 30 километрах от города Сантадера (исп. Santander) есть таинственная пещера Альтамира.
Пещера состоит из нескольких залов и коридоров, общей длиной около 270 метров. А стены и свод главного зала пещеры украшают наскальные рисунки (петроглифы) древнего человека эпохи ледникового периода (если быть точнее, то эпохи верхнего палеолита или Солютрейской культуры). Рисунки выполнены естественными, природными красками - углем, гематимом и охрой в основном. Но самое поразительное в этих рисунках то, что в залы и коридоры Альтамиры, где находятся рисунки, никогда не проникал солнечный свет, но при этом древние художники смогли прорисовать изображения так, что создается трехмерный эффект рисунка (если смотреть на рисунки при огне - создается иллюзия движения животного). Это следствие мастерского использования древними создателями естественных контуров стен и сочетаний краски.
Что же изображал древний художник на стенах и потолках пещеры? Ответ прост - в основном свой окружающий мир. В Альтамире есть изображения бизонов, быков, лошадей, козлов, кошек, оленей, на одной из стен изображены и человеческие образы, на другой есть изображение даже мамонта. Кроме животных древний человек на стенах Альмиры нарисовал, а вернее прочертил пальцами и просто линии, которые сейчас называют «макаронами», отдельные фигурки, какие-то знаки, состоящие из точек и штрихов.
Такого рода петроглифы встречаются по всей нашей планете. Их находили и во Франции, и в Италии, много найдено петроглифов в России, Германии. Есть наскальные изображения в Китае, Индии, Монголии, Казахстане, Украине, в некоторых странах Африки, в Австралии, в Норвегии, Финляндии, Португалии, Швеции, Армении и во многих других странах мира.
Сейчас Альтамира относится к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО (1985 год).
Но прежде, чем Альтамиру признали объектом всемирного наследия, эта пещера пережила многие годы непризнания и неприятия.
История Альтамиры.
История Альтамиры - это история великого открытия, великого искусства, большого горя и даже смерти, история горячих ученых споров и разочарований, история насмешек великих ученых мужей над любителями науки, неприятия нового, невписывающего в конструкцию сегодняшнего знания, история замалчиваний и игнорирования, история долгого сомнения, сожаления, и в результате, восстановления справедливости
Все началось с Всемирной выставки 1879 года в Париже, на которой археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола увидел фигурки животных, поделки, и гравировки на кости древних людей, найденные археологами во Франции. Саутуола загорелся желанием сделать подобное открытие. Приехав домой, в Испанию, он вспомнил о недавно найденной пещере в своих владениях. Пещера была неприметная и заросшая кустарником. В ней было много темных и мрачных залов и коридоров. Саутуола решил поискать в этой пещере следы пребывания древних людей. А один раз он взял с собой в пещеру свою дочь - Марию, именно она и нашла наскальные рисунки.
Вскоре вся Испания узнала о находке Саутуолы - он издал брошюру «Краткие заметки о некоторых доисторических памятниках провинции Сантандер», которую отправил в редакцию журнала «Материалы по естественной истории человека».
Альтамиру после этого посетили и профессор Мадридского университета дон Хуан Виланова-и-Пиера, который и поддержал Саутуолу и прочитал несколько лекций о наскальных рисунках Альтамиры; и даже король Испании Альфонс XII.
Но наука, которая только-только родилась, наука палеонтологии во главе с профессором Картальяком, главой редакции французского журнала по первобытности человека - «Материалы по естественной истории человека» и под давлением Габриэля де Мортилье - учителя Картальяка - не признала подлинности Альтамиры. Что самое удивительное - великие ученые даже не посетили пещеру. Позже, профессор Картальяк выскажет свое сожаление о своем неверии. А пока текли годы неверия, насмешек и иронии над профессором Вилановым, который все пытался доказать подлинность Альтамиры. А ее открыватель - Марселино Санс де Саутуола - скончался в насмешках, так и не дождавшись признания своего великого открытия.
И только через двадцать лет в 1902 году, после множества подобных открытий, и, к сожалению, уже после смерти Саутуолы наука палеонтология, во главе с тем же профессором Картальяком признает подлинность петроглифов не только Альтамиры, но и пещер Ла-Мут, Марсула, Шабо.
В чем же причина такого настороженного отношения к наскальным рисункам вообще, и к петроглифам Альтамиры в частности? Ответ прост - палеонтология, как и любая молодая наука, очень дорожила своими накопленными к тому моменту знаниями и не принимала ничего нового, как, например, Галилео Галилей не принимал нового знания своего ученика Кеплера об эллиптичности планетных орбит. Ученые археологи верили в универсальность эволюционизма и считали, что древний человек не мог быть настолько развит, настолько талантлив, чтобы создать такие шедевры практически в темноте на стенах и сводах пещер. Лишь признание того, что творчество человека, его создание, творение, искусство не подчиняются законам эволюции, а существуют самостоятельно, и спасло петроглифы Альтамиры, и другие подобные ей пещеры и наскальные рисунки от небытия и презрения.
Альтамира сегодня.
Во-первых, стоит сразу сказать, что сейчас у входа в Альтамиру стоит памятник ее открывателю, ее отцу, если можно так сказать - Марселино Санс де Саутуоле. Это единственное, чем человечество смогло отблагодарить великого археолога-любителя за тот неоценимый вклад в науку палеонтологии, который он совершил.
А во-вторых, к сожалению, Альтамира закрыта для посещений (хотя открыть ее обещали для зрителей к 2011 году). После столь резонансного сообщения о подлинности наскальных рисунков в пещере, к ней, в нее ринулись толпы желающий осмотреть, ощупать, отковырнуть на память кусочек древности, что повлекло изменение климата пещеры (в 1973 году ее посетило 177 тысяч человек) и петроглифы Альтамиры стали покрываться плесенью и разрушаться. Потом были еще попытки ее открыть, но ни к чему хорошему они не привели. Даже при посещении 20 человек в день наскальные рисунки продолжали разрушаться.
Поэтому с начала 90-х годов прошлого века рядом с Альтамирой начали строить ее двойника Альтамиру-2. Альтамира-2 - практически идентична своему прототипу - два художника - Педро Саура и Матильда Мускис полностью воссоздали облик пещеры по фотографиям, используя при этом только натуральные краски, как и древние люди, кусочки кожи и камни с острыми краями.
Проект Альтамиры-2 настолько удачен, что посетители, попав в пещеру-двойник, тут же забывают о том, что Альтамира-2 не подлинна.
Что касается потомков владельца Альтамиры Марселино Санс де Саутуоле, то его дочь Мария (девочка, которая собственно и открыла рисунки) вышла замуж за богатого человека по фамилии Ботин, именно фонд этой семьи и оплатил большую часть расходов по созданию Альтамиры-2. А первыми посетителями пещеры-двойника стали Король и Королева Испании.
А в Альтамире идут исследования. На сегодняшний день удалось установить, что возраст петроглифов основного зала пещеры составляет около 13 130-14 820 лет, а другие изображения пещеры были изображены от 16 480 до 14 650 лет назад. Кроме этого, художники Педро Саура и Матильда Мускис считают, что вначале древние художники (Педро и Матильда говорят о нескольких художниках) сделали гравировку свода пещеры и лишь потом изобразили фигуры в цвете. А первыми древние люди изобразили красных лошадей, а потом уже бизонов. Самыми последними были изображены некоторые гравировки и росписи.
Копии рисунков пещеры Альтамиры хранятся во многих музеях мира и в Мадридском Национальном археологическом музее Испании.
Местонахождение Альтамиры. Достопримечательности рядом. Как добраться до пещеры.
Альтамира находится недалеко от города Сантадера, в провинции Кантабрии.
В городе можно осмотреть Кафедральный собор, выполненный в готическом стиле. В 1941 году собор сгорел, но был полностью восстановлен. Внутри собора хранится череп святого покровителя города, а на кладбище есть могила известного испанского писателя Менендеса и Пелайо. Именем писателя названа и библиотека Сантандера, которую тоже стоит посетить.
В Музее современного искусства можно ознакомится с искусством Гойя и других мастеров.
В музее Marítimo представлена выставка разнообразных морских суден и, кроме того, 6 больших морских аквариумов.
Подышать свежим воздухом, погулять и посмотреть на местные фонтаны и скульптуры можно по алле Paseo Marítimo.
В горах Del Monte Castillo, возле интересной деревни Puente Viesgo, в 24 километрах от города, стоит посетить пещеры, в которых среди наскальных рисунков растут сталагмиты и сталактиты.
До Сантандера можно добраться на самолете, приземлившись в аэропорту города, который находится в нескольких километрах от города. Аэропорт и город соединяют общественный автотранспорт.
В городе Сантильяна-дель-Мар, непосредственно возле которого и находится Альтамира, можно осмотреть романский монастыря Санта-Хулиана (исп. Santa Juliana), старинные дворцы.
До пещеры от Сантандера можно добраться на автомобильном транспорте по магистрали 67, съехав на указателе Сантильяна-дель-Мар, далее по шоссе № 611 или автономной дороге № 6316.
Адрес пещеры - Santillana del Mar (Cantabria).
Еще материалы из раздела Испания
Регионы Испании - Риоха
Разделы по теме:
|
||
Регионы Испании – Эстремадура
Разделы по теме:
|
||
Экскурсии в Испании - Ущелье Маска
Разделы по теме:
|
||
Достопримечательности Испании - Алькасар в Сеговии
Разделы по теме:
|
||
Курорты Испании - Камп Де Мар
Разделы по теме:
|
||
Экскурсии в Испании – Мир Сальвадора Дали
Разделы по теме:
|
||
Достопримечательности Испании - Крепость Гормаз
Разделы по теме:
|
||
Курорты Испании - Лас Пальмас
Разделы по теме:
|
||
Достопримечательности Испании - театр - музей Сальвадора Дали
Разделы по теме:
|
||
Города Испании – Лерида
Разделы по теме:
|