Искусство Таиланда
Искусство и культура Таиланда завораживает своей восточной необычностью, неповторимостью и своими корнями уходит в загадочную древность Востока. Только в XIII – XIVвв. на территории настоящего Таиланда появилось первой тайское государство Сукхотай, а в первых веках нашей эры значительная часть территории принадлежала государству Фунань. В V – VII веках полулегендарному монскому государству Дваравати принадлежали западные области Таиланда, центр и восток были частью кхемерского государства.
Конечно, искусство Таиланда веками впитывало элементы культуры всех народностей и стран, но основой тайской национальной культуры все же послужила кхемерская культура. Во всех своих течениях и направлениях оно подчинено буддизму. Буддизмом пропитана жизнь Таиланда. Искусство служения Будде присутствует и в придворных церемониях и в занятиях политикой, философией, ремеслом и во всей обыденной жизни. Искусством считают древнюю медицину и многообразные боевые стили. Сложно поставить грань между бытом и искусством.
Образ Будды
Следование учению Будды смысл жизни тайцев, поэтому во все времена его образ присутствовал и в храмах и в жилищах, сюжетами его жизни украшены все культовые сооружения. Буддизм Тхеравады, исповедуемый в Таиланде, обладает небольшим набором сюжетов. Ранние добуддийские сюжеты, связаны с событиями последнего дня перед просветлением и заканчиваются проповедью в «Оленьем парке». Популярен сюжет этого же периода о Будде, медитирующем под капюшоном змея Мучилинды. С этих времен известен образ стоящего Будды, обе его руки подняты на уровень груди и повернуты ладонями наружу. Тайцы называют этот жест «абхайямудра» - жест покровительства и защиты.
В тринадцатом веке, во время зарождения первых тайских государств, появляется изображение Будды, узнаваемое в наши дни. Он мог быть и идущим и сидящим. Его контуры более тайские – мягкие и плавные, удлиненные руки, пальцы одинаковой длины на руках и ногах. У него появляется ушнина, которую увенчивает язык пламени. В этом новом образе создан живой образ Учителя, телесная красота которого удивительно соединяется с внешними представлениями тайцев о духовной мудрости. Характерные для сиамской культуры необычные пропорции тела обусловлены каноническими признаками благородства Будды. В древних писаниях насчитывается тридцать два таких признака. Идущий Будда – еще один характерный образ в искусстве этого периода. В скульптурах идущего Будды передается порыв и грация движений. Образ идущего монаха очень характерен для служителей Тхеравады. И в давние, и в нынешние служители веры отправляются за милостыней по дорогам Сиама. Этот образ, запечатленный и в камне, и в бронзе, приближен к повседневной жизни тайцев, ведь согласно их учению Будда не бог, а Учитель.
Архитектура Таиланда
Период развития монского и кхемерского искусства оставил на территории Таиланда многочисленные храмы с массивными статуями Будды, украшенными тоньчайшей резьбой, ювелирной работы. Храмы поражают своим богатым убранством мозаикой и резьбой, росписью на религиозные темы. К сожалению, часть сооружений не сохранилась, традиционно используемое дерево, в условиях тропического климата, быстро разрушалось.
В XIV – XIX веках в период расцвета Сиамского государства появляются многочисленные города с прямоугольной планировкой. Их особенность кирпичные стены, которые обрамляют зубцы в виде листов лилии. Множество храмов появилось в это время в Бангкоке, все они изукрашены причудливой резьбой и росписью и являются яркими свидетельства художественного направления того периода. Отголоски кхмерского стиля сохранились в архитектуре башен пранг. Они имеет башнеобразную форму ступы, плавно переходящую в шпиль, основание имеют квадратное, состоящее из нескольких ярусов, изрезанных нишами, в которых помещались статуи из терракоты. Основными строительными материалами этого периода являются кирпич и штукатурка. Во время бирманских войн большая часть сиамской архитектуры этого периода была уничтожена.
Драматическое искусство.
Для европейского туриста драматическое искусство Таиланда очень необычно. Классический театр произошел от индийского эпоса «Рамаяна» и получил тайское название «Рамакиян» и имеет три направления. Одно из главных направлений – театр пантомимы - кон. Все роли исполняют мужчины, а маски определяют характер героев. Каждое движение и жест актеров имеют свое значение. Все представление сопровождается оркестром, а текст читается за сценой. Существует теневой театр – нанг. Во время спектакля актеры читают стихи, объясняющие поступки актеров. Актеры, фигурки, вырезанные из кожи буйвола. Во время вечерних представлений за подсвеченным экраном движутся черные фигурки, а в дневное время цветные. Тайская драма, которую ставили во дворце, называли лакон най, роли в ней исполняли только женщины. Лакон нок - называется представление вне дворца, здесь лицедействовать могут и мужчины и женщины. Актеры выражают свои чувства через танец, а пластика рук возведена до совершенства. В стране нет постоянного национального театра, а только театральные площадки.
Популярны у туристов классические тайские танцы. Примечательно, что танцоры несколько лет изучают только движения пальцев, их насчитывается более двухсот. Профессиональные танцоры начинают обучаться танцу с шести лет. В старину великолепный, экзотический спектакль длился неделю, в нем было более трехсот действующих лиц: ангелы, демоны, боги, гиганты, обезьяны. Сейчас для туристов спектакль длится не более двух часов. Никого не оставляет равнодушными танцы в масках кхлон. Исполнители танцев в масках из папье – маше, облачены в яркие костюмы и массивные золотые украшения. Известны национальные танцы. На юге популярен танец Монахры – история полуженщины – полуптицы. Танец с цветочными горшками существовал со времен правления короля Рамы I, в наше время он превратился в танец с фонарями. Все спектакли сопровождаются оркестром пипхат, состоящем из гонгов и ксилофонов.
Тайское боевое искусство.
Одно из самых молодых направлений тайского боевого искусства муай – тай, в переводе означающем «морской бой» или «морской бокс». В давние время тайские корабли, стоящие на якоре, для предотвращения от столкновений, отгораживались друг от друга с помощью деревянных бревен. Согласно легенде, два матроса переходя по бревну, друг к другу, бросились в схватку, потеряли равновесие и продолжали бороться сидя на бревне, пытаясь достать друг друга, руками и ногами. Не удержавшись, они свалились в море. Наблюдавший за ними капитан, объявил, что они изобрели новый вид боевого искусства: бой на колеблющейся поверхности. В наше время для бойцов устанавливается шест на высоте 5 футов от поверхности, сидя на шесте, они ведут бой по правилам схожим с европейским боксом. Комично выглядит ситуация, когда соперники висят вниз головой, пытаясь достать друг друга, ногами. В четырнадцатом веке появилось направление чайя, что означает «победа». Здесь ценится техника «высокой ноги», состязающиеся совершают кувырки, подсечки, удары во время прыжка, работают коленями и локтями. Существует лаосское направление боевого искусства – тайско. Под влиянием Китая появилось такое направление, как ша-фут-фань, что означает «клан 5-ти боевых котов». Движения и жесты бойцов схожи с повадками котов. Здесь представлен жесткий и мощный стиль, а техника направлена на мгновенное выведение противника из строя молниеносной атакой. Древняя традиция боевых искусств, представлена школой краби – крабонг, которая существует с тринадцатого века.
Таиланд – страна, хранящая тайны древнего Востока, следующая учению Будды, поражающая своей древней архитектурой, страна, сумевшая сохранить колорит прошлого и свои самобытные черты. Таиланд это страна духов и легенд, мифов и сказаний, здесь зачаровывает колдовская музыка Востока и одурманивает запах специй. Это одно из самых загадочных и необыкновенных мест на планете, где во многих местах природа сохранила свою первозданность. Но в тоже время – это цивилизованная страна со множеством банков, офисов, современной архитектурой и современным искусством. Жители Таиланда очень добры и гостеприимны, они глубоко чтят древнюю историю и традиции своей страну. Согласно учению Будды наполняют свою карму только положительными делами и верят в свое перерождение на Земле. Побывать в сказочном королевстве Таиланд стоит не только ради отдыха, но для того, чтобы хоть на непродолжительное время приобщиться к самобытной культуре и к притягательности Востока.
Еще материалы из раздела Таиланд
Паттайя в апреле (Таиланд)
Разделы по теме:
|
||
Достопримечательности в Паттайе
Разделы по теме:
|
||
Таиланд зимой
Разделы по теме:
|
||
Курорты Таиланда – Бангкок
Разделы по теме:
|
||
Бангкок и его достопримечательности
Разделы по теме:
|
||
Цветы Таиланда
Разделы по теме:
|
||
Экскурсия в Таиланде - Муанг Боран - путешествие во времени
Разделы по теме:
|
||
Что взять собой в Таиланд?
Разделы по теме:
|
||
Провинции Таиланда
Разделы по теме:
|
||
Лучшие отели Таиланда 4 звезды
Разделы по теме:
|